Фев
8th

Урок 12. Графические методы и процедуры

Рубрика: Lazarus | Автор:admin

Основой графической системы Lazarus  является класс TCanvas. Канва не является компонентом, но она входит в качестве свойства во многие другие компоненты, которые должны уметь нарисовать себя и отобразить какую-либо информацию.

Работа с графикой в Lasarus предполагает обращение к свойству Canvas компонентов, на которых вы хотите выводить изображение. Для программиста Canvas – это холст, который дает доступ к каждому пикселю.

При работе с графикой у вас в распоряжении находятся холст (свойство Canvas того компонента,  на котором мы собираемся рисовать), кисть (свойство Brush объекта Canvas), перо (свойство Pen объекта Canvas). Кроме того,  в нашем распоряжении будут и графические методы объекта Convas, которые позволяют рисовать не только пикселями, но и с помощью графических примитивов, что существенно упрощает работу с графикой в Lasarus.

Свойства объекта Pen (Перо)

Свойство Описание
Color Цвет линии
Width Толщина линии(задается в пикселах)
Style Стиль пера. Задается следующими именованными константами:style

Свойства объекта Brush (Кисть)

Свойство Описание
Color Цвет закраски замкнутой области.
Style Стиль закраски области:- сплошная заливка; штриховка:bsHorizontal – горизонтальная;

bsVertical -вертикальная;

bsFDiagonal -диагональная с наклоном линии вперед;

bsBDiagonal -диагональная с наклоном линии назад;

bsCross -диагональная клетка.

Основные свойства класса TFont

Свойство Назначение
Charset кодировка символов. Для шрифтов с русскими буквами – это PC-1251, КОИ-8
Name Вид шрифта. Например Arial.
Size Размер шрифта
Style Начертание символов. Задается с помощью констант:fsBold (полужирный), fsItalic (курсив), fsUnderline (подчеркнутый), fsStrikeOut (перечеркнутый).

Свойство Style является множеством, что позволяет комбинировать необходимые стили. Например, инструкция, которая устанавливает стиль “полужирный курсив” выглядит так:

Font.Style := [fsBold, fsItalic]

Константы TColor

color

Свойства  объекта Canvas

Свойство Описание
Pen Перо. Определяет цвет, стиль  и ширину линии рисования.
Brush Кисть. Определяет цвет,  текстуру заполнения фигур или фона.
Font Шрифт. Определяет вид и характеристики  шрифта: цвет, размер, стиль и т.д.

 

Графические методы объекта Canvas

Метод Описание
Arc (X1, Y1, X2, Y2,XЗ, Y3, X4, Y4) Рисует дугу. Параметры X1,Y1, X2,Y2  задают эллипс, частью которого является дуга, параметры  X3,Y3, X4,Y4 – начальную и конечную точку дуги.
Chord(X1, Y1, X2, Y2,XЗ, Y3, X4, Y4) Рисует хорду и отсекаемую ею часть эллипса. Эллипс, начальная и конечная точки определяются, как в методе Arc.
Ellipse(X1, Y1, X2,Y2) Рисует эллиспс (окружность). Параметры X1, Y1 указывают координаты верхней левой точки, X2, Y2 координаты нижней правой точки прямоугольника в который вписана окружность.
MoveTo(X, Y) Перемещает текущее положение пера  в точку (X,Y).
LineTo(X, Y) Рисует  линию из текущей точки в точку с координатами (X,Y).
Rectangle(X1, Y1, X2,Y2) Рисует прямоугольник. Параметры X1, Y1 указывают координаты верхней левой точки, а X2, Y2 координаты нижней правой точки.
RoundRect(X1, Y1, X2,Y2,X3, Y3) Рисует прямоугольник со скругленными углами. Параметры X1,Y1 указывают координаты верхней левой точки, X2, Y2 координаты нижней правой точки, а X3, Y3 – радиус скругления.
FillRect(X1, Y1, X2,Y2); Производит заливку прямоугольника (текущей кистью).
Draw(X, Y, Graphic); Добавляет на холст рисунок, указанный в параметре Graphic, в место, определяемое координатами  (X, Y).
FloodFill(X, Y, Color, FillStyle) Производит заливку области текущей кистью. Процесс начинается с точки (X,Y). Если режим FillStyle равен fsSurface, то он продолжается до тех пор, пока есть соседние точки с цветом Color. В режиме fsBorder закрашивание, наоборот, прекращается при выходе на границу с цветом Color.
Polygon( Points); Строит многоугольник, используя массив координат точек Points. При этом последняя точка соединяется с первой.Polygon ([Point(10,10), Point(30,30),Point(20,40)])
Polyline(Points); Строит ломаную линию, используя массив координат точек Points.
TextOut(X, Y, Text) Производит вывод строки Text начиная с точки (X,Y).

Вычерчивание графических примитивов на графической поверхности, например компонента Image (Вкладка Additional), выполняют соответствующие методы класса TCanvas.

Инструкция, обеспечивающая вычерчивание графического элемента на поверхности компонента , в общем виде выглядит так:

Объект.Canvas.Метод(Параметры);

Объект  – это объект, на поверхности которого нужно нарисовать графический элемент. В качестве объекта можно указать компонент Image.

Метод – это имя метода, который обеспечивает рисование нужного графического элемента.

Параметры, в большинстве случаев, определяют положение графического элемента на графической поверхности и его размер.

Например в результате выполнения инструкции

Image1.Canvas.Rectangle(10,20,60,40);

в поле компонента  Image1 будет нарисован прямоугольник шириной 50 и высотой 20 пикселей, левый верхний угол которого будет находиться в точке(10,20).

При записи инструкций, обеспечивающих вывод графики, удобно использовать инструкцию with, которая позволяет сократить количество набираемого кода. Например, вместо:

Image1.Canvas.Brush.Color := clGreen;

Image1.Canvas.Rectangle(20, 20, 46, 70);

Можно написать вот так:

With Image1.Canvas do

Begin

Brush.Color := clGreen;

Rectangle(20, 20, 46, 70);

End;

Задание. Создать проект, реализующий возможности простейшего графического редактора, позволяющего рисовать произвольные линии при нажатой клавише мыши.

image1

Для создания простейшей программы для рисования нам потребуются

следующие основные компоненты: TImage, TPanel, TColorDialog, TButton.

Ход выполнения проекта

1. Для начала разместите на форме данные компоненты примерно в таком виде:

image2

imagetpanel

imagetcolordialog

2. В инспекторе объектов выберите компонент Panel1 и установите значение bnLowered для свойства BevelOuter

Привяжите Image1 к Panel1, переместив его на Panel1 в инспекторе объектов.

При этом Panel1 должна быть немного больше чем Image1

image3

3. Откройте вкладку “события” для Image1 в инспекторе объектов, найдите вкладки OnMouseDown и OnMouseMove, нажмите кнопки “…” напротив них, чтобы получились данные строки:

image4

Проделайте ту же операцию с событием OnCreate для Form1

4. Теперь, в редакторе исходного кода найдите строку

procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; Shift: TShiftState; X, Y: Integer);

Вписываем данный код. Он нужен для установки позиции пера

procedure TForm1.Image1MouseDown(Sender: TObject; Button: TMouseButton; 
Shift: TShiftState; X, Y: Integer);
begin
   Image1.Canvas.MoveTo(x,y);
end;

5. Далее, найдите строку

procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState;X,Y: integer);

Впишите в эту процедуру данный код

procedure TForm1.Image1MouseMove(Sender: TObject; Shift: TShiftState;X,Y: integer);
begin
   if ssLeft in shift then image1.Canvas.LineTo(x,y);
end;

Таким образом, будет рисоваться линия, если нажата левая кнопка мыши

6. После этого необходимо реализовать выбор цвета с помощью второй панели.

Для этого щелкните 2 раза по второй панели и в редакторе исходного кода

Пропишите данные строки

procedure TForm1.Panel2Click(Sender: TObject);
begin
   //Устанавливаем цвет в диалоге "Цвет",
   //согласно цвету пера
   ColorDialog1.Color:=Image1.Canvas.Pen.Color;
   //Если цвет в диалоге "Цвет" выбран,
   //то присваиваем его перу и закрашиваем этим цветом панель
   If ColorDialog1.Execute then
      begin
      Panel2.Color:=ColorDialog1.Color;
      Image1.Canvas.Pen.Color:=ColorDialog1.Color;
      end;
end;

7. Далее мы реализуем кнопку “Фон”. 2 раза щелкните по Button1 и впишите код:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
   //Устанавливаем цвет в диалоге "Цвет",
   //Согласно цвету кисти
   ColorDialog1.Color:=Image1.Canvas.Brush.Color;
   //Если цвет в диалоге "Цвет" выбран,
   //то присваиваем его кисти
   //и закрашиваем канву выбранным в диалоге цветом
   if ColorDialog1.Execute then
      begin
      Image1.Canvas.Brush.Color:=ColorDialog1.Color;
      Image1.Canvas.Fillrect(Image1.Canvas.ClipRect);
     end;
end;

8. Вторую кнопку мы используем для функции очищения изображения

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
   //Закрашиваем канву белым цветом
   Image1.Canvas.FillRect(Image1.Canvas.ClipRect);
end;

Практически тот же самый код мы используем для очищения изображения при запуске программы

procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
   Image1.Canvas.FillRect(Image1.Canvas.ClipRect);
end;

9. Теперь, переходим к завершающему этапу программы – оформлению.

Установите данные значения в инспекторе объектов:

Компонент Свойство Значение
Form1 Caption Рисовалка
Label1 Caption Цвет пера:
Panel1 Caption *пусто*
Panel2 Caption *пусто*
Button1 Caption Фон
Button2 Caption Очистить

10. Графический редактор готов.  Запустите программу, выберите цвет линий и цвет фона и можно рисовать.

Оруджов Эльвин, ученик 10 “А” класса СОШ №23,  город Экибастуз. 

Поделиться с друзьями


Оставить комментарий или два